А вы знали, что вас разводят?

Разводи и будь богат — это сейчас основной посыл сферы интернет-маркетинга. Я знаком примерно с сотней команд, которые занимаются интернет-продвижением. Среди них и те, кто побывал в топе, и те, чьё имя знают по всему миру, из этих команд можно выбрать не более пятёрки действительно честных и сильных компаний, которые отрабатывают полученные от клиента деньги. О чем это говорит — понятно, но чем же занимаются остальные 95% компаний?

Разумеется, 95% — это не математически точная цифра, да и у меня не такая большая выборка, чтобы говорить за весь рынок, я, как и все повествователи, говорю о той картине, с которой столкнулся сам.

 

Кажется он что-то знает

 

Думаю, что нет смысла писать, как я пришел в отрасль, почему я крайне негативно отношусь к компаниям, которые обманывают клиентов, и почему хочу всех их сжечь показать заказчикам, что они платят за своё продвижение зря. Поговорим о фактах.

Я уже давно, более 10 лет, занимаюсь интернет-маркетингом, большую часть из этого времени я посвятил SEO оптимизации и могу сказать, что понимаю в этом достаточно хорошо. Сейчас многие компании, расширяясь и набирая в штат сотрудников, сталкиваются с проблемой кадров в отдел интернет-маркетинга. Во-первых, чтобы взять на работу интернет-маркетолога, нужно самому быть интернет-маркетологом, это же касается и руководителя проектов, и SEO специалиста. Это и есть лазейка для халявщиков, которые сидят на ваших деньгах. Их логика проста — подучить побольше терминов, закидать на собеседовании умными словами и получить заветную должность, где можно говорить, что работа идёт, и предоставлять те самые красивые, но бесполезные отчеты, о которых все мы знаем.


Меня часто просят принять участие в собеседовании и проаудировать тот сброд SEO/Маркетологов/директологов/руководителей проектов, которых бедный HR менеджер вытащил из пучины хедхантера и суперджоба. Собеседование начинается стандартно — с общих вопросов, чтобы раскрепостить собеседуемого и показать, что я тоже человек. Затем я постепенно перехожу к простым тематическим вопросам, на которых люди уже начинают краснеть и молчать. Я считаю, что, если человек назвался SEO-специалистом, значит на вопросы по SEO он должен бегло отвечать, и знать в этой теме больше, чем я. Тем более, что претендуют СЕОшники на достаточно высокую зарплату.

СЕОшник (маркетолог, руководитель проектов, программист, верстальщик, и дальше по цепочке) должен мне говорить, что мне делать с сайтом, а не слушать от меня, что ему делать. Ну это в идеале, вернемся к нашим собеседованиям. После 3-5 минут разговора, когда от меня начинаются простейшие вопросы вида «сколько максимум Н1 заголовков на странице может быть», или «в какой контейнер оборачивается статья в HTML5?», эти псевдо-сеошники сливаются, оставляя за собой противное послевкусие бездарности. Это всё происходит на первом этапе, когда еще не начались более сложные вопросы про актуальные поисковые алгоритмы и санкции поисковых систем. До этого этапа вообще доходят единицы, и те доходят на подсказках, как на экзамене, просто потому, что человек кажется способным и у него есть какой-то потенциал и желание развиваться.

Я не делаю суперсложные собеседования и никогда не готовлюсь заранее, я просто говорю на знакомую тему, периодически рассказывая свои истории из практики и спрашивая, как бы человек поступил в той или иной ситуации, только вот разговор мой современные специалисты почему-то поддержать не могут.

 

И что их, сжечь что ли всех, на одном кострище?

 

Происходит это всё, на мой взгляд, по четырем причинам:

  • Развитие удаленной работы и фриланса, где спрос больше, чем предложение, и на каждого дурака-сеошника или дурака-маркетолога есть два ничего не подозревающих заказчика
  • Полное отсутствие образования в отрасли интернет-маркетинга. Молодые специалисты должны искать информацию самостоятельно. Жалко, что тех, кто ищет эту информацию и пытается развиваться, единицы.
  • Отсутствие какой-либо квалификации в отрасли у тех, кто собеседует специалистов, оно и понятно — во всех отраслях невозможно разбираться HR-щику
  • Возможность легко получить клиента или должность, где можно стабильно получать вознаграждение за пустые отчеты и нулевой КПД сотрудника

Нет, это не инструкция по применению для маркетологов-сеошников-разводил, это скорее предостережение для руководителей, которые нанимают таких специалистов к себе в штат и радуются растущим нарисованным графикам в ежемесячных отчетах отдела развития.


Все, кто разводит так клиентов и сейчас радуется этому, читая данную статью — подумайте во-первых о карме, во-вторых о том, что, если до вас доберется с проверкой любой хоть немного разбирающийся в теме специалист, вы, скорее всего, уже не найдете работу в отрасли, еще и по шее от текущего работодателя получите. Совершенствуйтесь! Можно, придя в компанию с нулём знаний, научиться и стать сильным специалистом, который действительно развивает бизнес, а можно так и остаться улыбающимся дураком, который всю жизнь делает вид, что он спец, и клепает липовые отчеты.