Как вычислить мошенника на первом собеседовании?

Как вычислить мошенника на первом собеседовании?

На HR рынке настал момент, когда, нанимая человека на работу, нужно еще нанимать человека, которого собеседуемый не сможет обмануть и закидать пустыми терминами. Так сложилось, что для многих компаний этим вторым человеком являюсь я.

Мы не будем разбирать, как это ужасно и не будем сокрушаться, что рынок труда (во всяком случае в интернет-маркетинге) прогнил до корней. Я просто постараюсь предостеречь вас от работников, которые будут мешать развитию вашего бизнеса за ваши же деньги.

Итак, есть абстрактный предприниматель Алексей, который дошел до определенного уровня развития своей компании, и решился взять интернет-маркетолога в штат. В штат он хочет взять человека потому, что Алексей уже столкнулся с десятком компаний «по продвижению в топ» и компаний, которые «за 2 недели улучшат его бизнес». Надоело! Нужен свой человек, который будет сидеть в офисе и работать работу под пристальным контролем Алексея. И ни одна муха мимо этого чудесного маркетолога не пролетит и сайт выйдет на первые места.

Алексей открывает сайты по поиску резюме и видит десятки кандидатов с кейсами, сокращениями CPC, CPA, ROI, ROMI и ужасается: ведь он же предприниматель и не должен разбираться в интернет-маркетинге, для этого он и ищет специалиста, который всё расскажет и качественно сделает. Алексей или сам, или с помощью HR-менеджера подбирает лучшие вакансии и приглашает маркетологов на собеседование. Нравится каждый маркетолог без исключений: один обещает поднять траффик на сайте вдвое, второй — увеличить количество человек в соцсетях в 5 раз, да еще и за пару месяцев, третий вообще подготовился к встрече: подобрал для сайта список из 400 ключевых слов и обещает их вывести в топ по SEO за 3 месяца! Дальше мы все понимаем, что Алексей нанимает самого опытного по его мнению работника Фёдора и сажает его в штат, а тот месяц за месяцем показывает красочные отчеты с цветными графиками и говорит «вот-вот, уже скоро, уже осталось чуть-чуть», или рассказывает, почему он не может выполнить ту или иную задачу: что ему мешает движок сайта, у него недостаточные бюджеты на рекламу, или вообще без CRM системы работать невозможно.

Как оказывается позже — примерно через год, работать невозможно не с сайтом компании, в чем Фёдор рано или поздно убеждает Алексея (а там и новый сайт, и трата времени и денег), а с отсутствием профессиональных навыков у этого интернет-маркетолога. Но зарплата за год уже заплачена, деньги на рекламу потрачены, человек вроде как прижился в офисе и имеет определенный авторитет среди сотрудников, которые убеждают бедного Алексея, что Федя на самом деле умница, и всё дело в том, что у него плохое руководство и некорректные задачи.

Алексей, гоните! Гоните к чертовой матери этого маркетолога. С такими Алексеями я встречаюсь раз в три дня, и возможно, вы тоже сейчас на их месте.

Как не нанять Фёдора на работу?

Первое: спросите о конкретных кейсах в цифрах. Если человек начинает уходить от конкретики и переводит тему на дизайн — скорее всего он не работал с серьезными сайтами, а о дизайне они любят поговорить (рассказать, куда какие блоки нужно передвинуть, чтобы взлететь по продажам).

Второе: интернет-маркетолог — это сеошник, сммщик, контекстолог, верстальщик, дизайнер, программист, бизнес-консультант, еще и станцевать может. Человек должен разбираться абсолютно во всех отраслях интернет-маркетинга и в логике ведения бизнеса (не говоря уже о логике создания сайтов), и при этом должен уметь всё делать своими руками, или отлично понимать, как это делается, дабы делегировать и контролировать получаемый от делегирования продукт.

Третье: хорошего интернет-маркетолога не заткнуть, иначе он не интернет-маркетолог. Он говорит о вашем сайте, у него всегда есть пара идей (пусть и бредовых) о том, как можно продвинуть ваш бизнес, у него всегда есть решение на поставленную задачу, без всяких «ну мне надо подууумать», «я хотел бы взять паузу» и прочего. Интернет-маркетолог не может быть мямлей.

Четвертое: узнайте о провальных кейсах и о неудачных попытках продвижения. Даже лучший специалист совершает ошибки, и в этом вопросе важно понять, готов ли он взять ответственность за проваленный проект на себя, какие решения после провала он пытался предпринять, и как выходил из ситуации. Если он всё валит на работодателя или исполнителей — он, скорее всего, халтурщик и всегда будет уходить от ответственности.

Пятое, моё любимое: задайте ему профессиональные вопросы. Мошенник чаще всего не ожидает на собеседовании услышать вопросы от руководителя. Спросите, как называется текущий алгоритм ранжирования у Яндекса, узнайте, чем он хорош или плох по мнению маркетолога. Спросите какими бид-менеджерами он пользуется для контекстной рекламы (для директа, например), уточните, какой софт использует при таргетировании аудитории в соцсетях. Нет, здесь не будет перевернутого ответа после текста, вы должны сами подготовить ряд профессиональных вопросов, на которые хорошо знаете ответы. Вопросы должны быть не абстрактные «как вы считаете, в каких поисковых системах лучше продвигать сайт?», а конкретные, узконаправленные. Маркетолог должен знать всё.

Почему я считаю всех мошенниками?

Я почти каждый день сталкиваюсь с сеошниками, сммщиками и маркетологами на рабочих местах, которые не могут ответить мне ни на один вопрос по их специальности, которые годами продвигают сайты, не имея даже доступа к админке сайта, которые делают такой бред с сайтами, что врагу не пожелаешь.

Для чего они это делают? Все просто:

  • В интернет-маркетинге достаточно высокие зарплаты;
  • Достаточно низкий порог вхождения (нужно всего лишь красиво развесить лапшу на уши на собеседовании);
  • Можно строить из себя эксперта, выучив только пару сокращений — ведь ни работодатель, ни HR-специалист не должны разбираться в маркетинге, они затем и нанимают специалиста, чтобы он всё привел в порядок, а не наоборот, как это чаще всего происходит;
  • Результат во многих отраслях (в том же сео) достаточно абстрактный и не сиюминутный: можно просидеть 6 месяцев и работодатель никогда не узнает, что ты ничего не умеешь — главное вовремя сдавать красивые отчеты и демонстрировать максимальную активность в день зарплаты;
  • Можно показывать результаты в виде растущего траффика, прибавляющихся подписчиков в группы и выведения совершенно пустых SEO-запросов в топ. Первые два результата достигаются ботами по 500 рублей за 10 000 штук: работник показывает, что «люди-то есть! звонков нет потому, что сайт плохой», а запросы, подобранные маркетологом-мошенником выводятся в топ поисковиков за месяц, но не приносят ни траффика, ни продаж;
  • Можно «левачить» на бюджетах: закупка ссылочной массы, бюджеты на контекст, создание нового сайта, фрилансеры — всё это идет в кошелек мошенника.

Возможно эти маркетологи не такие плохие и не хотят изначально разводить вас на деньги. Они просто не умеют работать и не делают то, что должны.

Самое сложное в интернет-маркетинге — это отсутствие образования в ВУЗах по этой тематике на данный момент. И не потому, что ВУЗы плохие и там ничему не учат — нет. Просто тренды меняются раз в несколько месяцев, и, как вы понимаете, даже физически невозможно успеть в один курс включить всё то, что изменилось за последние полгода. Интернет-маркетинг — это самообразование и работа над своими ошибками. Чем больше ошибок и опыта у специалиста, тем более эффективный и качественный интернет-маркетинг вы получите. Эту фразу можно применить ко всему, но в интернет-маркетинге опыт и самообразование стоят во главе (в отличие, например, от SEO-специалистов или технических специалистов).

И никогда не бойтесь расставаться с сотрудниками, которые ничего не делают. Компания не должна годами стоять на месте, вы должны двигаться вперед. А измерять движение вперед можно только количеством клиентов и продаж, а не траффиком, позициями, людьми в группах и прочим бредом, который накручивается мошенниками легким движением руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *