Когда начальник — сын директора

Когда начальник — сын директора

Наверняка вы или ваши друзья сталкивались с идиотами-родственниками или друзьями директоров, которые гробят компании изнутри. Этих связей слишком много: друзья директора, друзья жены директора, друзья друзей жены директора или просто бездари, которых почему-то держит у себя директор. Недавно меня попросили провести аудит работы именно такой компании и именно такого сотрудника, и тут началось! Компания в глубокой финансовой яме из-за одного недоспециалиста, который занимается всем интернет-маркетингом под ключ на протяжении двух лет. Он набрал себе отдел бездельников, с которыми ему комфортно работать, набрал каких-то фрилансеров, которых никто в глаза не видел (однако их работу с завидной регулярностью оплачивала компания через личный кошелек этого маркетолога), ставил планы на отдел вида «поднять траффик на сайте», «добавить людей в группу вконтакте» или «улучшить сайт». Отчетов, разумеется, за два года никто от него тоже не видел, как и работы, но проверить это не могли, потому что, как я уже говорил, чтобы проверить интернет-маркетолога, нужно быть интернет-маркетологом. Все верили, что сайт продвигается, всё в порядке, но по каким-то причинам нет заказов. Никто не вникал, по каким.

Ситуация как есть

Человек получает зарплату, на планёрках ведет себя как самый главный управленец в компании и раздеёт задачи направо-налево всем отделам. В голове пусто, опыта никакого, результата за два года нет, кроме отрицательного. Для понимания: парень взял себе SMM специалиста в штат, который нанимал SMM специалистов-фрилансеров, чтобы те делали за него работу. Вдумайтесь! Это же гениальная схема. Ладно бы фрилансеры еще делали хорошо, но они делали ужасно, так как были самыми дешевыми на рынке, ведь здесь прямая зависимость — чем меньше получит фрилансер, тем больше получат эти работники себе в карман. Ребята не делали вообще ничего полезного и плотно сидели всем отделом на зарплате. После проведенного аудита, разумеется, меня попросили исправить текущую ситуацию и вернуть всё как было. Щука, верни всё как было Это самое частое, что я слышу от клиентов, которые попали в похожую ситуацию — просьба вернуть всё «хоть как было», потому что до прихода специалиста по интернет-маркетингу было лучше, чем сейчас. Абсурд? Для адекватных людей да, полнейший. Я бы тоже хотел так думать, но я в эпицентре этого неадеквата, вижу это каждый день и меня это уже не удивляет. Если я знаю, что над проектом работает интернет-маркетолог, перед встречей я готов к тому, что там всё очень плохо. Видели бы вы, сколько финансов уничтожают интернет-маркетологи, SEOшники, директологи своим же компаниям, в которых работают. Видели бы, какие бездарности сейчас устраиваются на высоченные зарплаты и делают для компаний хуже, чем было. Это просто что-то нереальное сейчас происходит с кадрами в этой отрасли. Наверняка когда-то выйдет статистика «Каждую секунду компании из-за интернет-маркетинга теряют по 1 000 000 рублей» или что-то в этом роде — я бы посмотрел на статистику. Да, отчасти у меня такой профиль — ко мне обращаются, когда в компании уже всё плохо и это начинает понимать учредитель. Мало кто берется за эту работу, потому что мало кто знает, как именно нужно работать с подобными компаниями и сайтами. Ну и сейчас говорить работодателю в отчетах «у вас плохо здесь и здесь, будем лечить» почему-то не принято, сейчас принято говорить «у вас всё отлично, вот отчёты и счет за следующий месяц». Почему-то никто не может отвечать за свою работу финансово и критиковать её же, никто не понимает важность поиска и отладки ошибок, все почему-то считают, что ошибаться — это непрофессионально. Непрофессионально закрывать глаза на ошибки (не важно — свои или чужие) и пытаться выправить их в отчетах к концу месяца перед зарплатой. Пилот самолёта никогда не полетит, если услышит подозрительный звук в двигателе. Так почему интернет-маркетологи летают вообще без двигателей? Ладно, вернемся к теме. Я уже привык проводить собеседования таких бездарных работников, задавать им вопросы по специальности перед учредителем компании, за 10 минут показывать, что специалист ничего не может и уводить его на другую должность, чтобы тот не мешал, а еще лучше — Потому что я вредный и люблю увольнять бездельниковувольнять . Это был не тот случай — мы дружно выяснили, что человек ничего не может, поняли, что он откровенно ворует деньги и платит фрилансерам не заявленные суммы, а на 60-70% меньше, остальное просто кладет себе в карман (там десятки тысяч в месяц), что его нанятые специалисты не делают ничего вообще в компании, что реклама работает в огромный минус — то есть там не было даже речи об окупаемости вложений, там был просто огромный минус на протяжении двух лет. Но здесь вердикт клиента поверг меня в ступор. Он сказал «Ну во всяком случае хуже-то они не делают. Они могли бы испортить репутацию компании или вообще угробить сайт». Напомню, что речь об отделе интернет-маркетинга. Испортить репутацию или угробить сайт. В общем, увольнять его категорически отказывались.

Началась война

Разумеется, после всех разговоров этот специалист увидел во мне врага (а я и был его врагом) — я из тех, кто говорит людям всё как есть, тем более если они полные бездари и ничего не понимают в своей профессии. Я ему сказал, что думаю о его отчетах, о его отделе, о его маркетинге и о нем. Прошло несколько дней, компания попросила меня помочь, мы договорились и начали работать. Я перерыл всю контекстную рекламу, вместе со штатным программистом оптимизировали сайт по SEO, настроили таргетинг в соцсетях, проработали прайслабс и вышли на какую-то стабильность. Получили первую аналитику по контексту, чуть подправили, начали получать 3 рубля прибыли на 1 потраченный рубль в директе. Не густо конечно, но тематика сложная, и на том этапе больше было не сделать (сейчас имеем 4 рубля прибыли на 1 рубль вложений). То есть если вложить 100 тысяч рублей, мы получим 400 тысяч прибыли. Раньше они вкладывали 100 тысяч рублей и получали 10-15 тысяч прибыли. Пошли низкочастотные товарные запросы по SEO, которые дают хорошую конверсию, жизнь стала налаживаться. В конце каждого месяца я предоставляю клиенту полный отчет о том, что происходило с его сайтом, мы утверждаем план на следующий месяц о том, что будет происходить с его сайтом и довольные друг другом продолжаем работу. Здесь всё было намного сложнее — каждый мой отчет попадал в руки этого бездаря и сканировался вдоль и поперек. Есть люди, которые задают вопросы по теме — я их уважаю и с удовольствием даю ответы. А есть такие, знаете, в общем вот такие: Сцабака злая От которых много шума и бесполезных вопросов, которые бегают вокруг и лают. Один из интересных аргументов в мою сторону был «если ты в отчете не можешь писать нормально, значит ты и на деле ничего не можешь» — речь шла о том, что я опечатался в слове «эффективный», написал как «эффектмвный». Постоянные замечания о том, что я в отчете пишу название компании не с большой буквы, что при указании сайта компании не пишу http://www, а пишу сразу название. В общем вы понимаете, что это за человек и какого он уровня развития.

Как с такими бороться?

Я нашел для себя достаточно верный способ и привел в чувства уже не одного такого специалиста. Во-первых, отвечайте на все его вопросы, даже на самые дебильные, и выстраивайте диалог таким образом, чтобы задать ему ответный вопрос в этом же ключе, только по профессиональной теме. Очень хорошо работает «так как вы являетесь экспертом в интернет-маркетинге, подскажите пожалуйста мне, и дальше какой-то вопрос». На вопрос, разумеется, он вам не сможет ответить, репутацию себе подпортит и его единственный аргумент при разговоре с начальством будет — «меня даже новый маркетолог считает экспертом». Ну и вы потом в очередной раз поставите под вопрос его профессионализм и проблема будет решена. Если есть таск-менеджер — идеально, ставьте там ему задачи. Нет доступов к сайту — ставьте задачу, нет выгрузки в яндекс-маркет — ставьте задачу. Такие люди не умеют решать даже простейшие задачи, и у них появляется пулл из 30-40 задач, которые адекватный специалист смог бы разобрать за несколько часов, а они не могут это сделать месяцами. Задачи копятся, висят моральным грузом, работа стоит на месте. Собрав с десяток таких «косяков», вы просто показываете это заказчику и сравниваете со своими результатами, которых смогли достичь за 1-2 месяца работы в компании. К вам повышается доверие, и если заказчик не дурак (а если он нанимает интернет-маркетолога, значит он уже не дурак), он видит финансовую выгоду от вашего нахождения в компании. Вы выгодны компании, штатный интернет-маркетолог-родственник не выгоден. Вы диктуете условия и просто берёте всю работу по маркетингу на себя, прорабатываете его команду, чистите, нанимаете сильных специалистов и делаете деньги для компании. У вас нет задачи уволить этого человека — он сидит на зарплате, пусть дальше сидит, это его личные отношения с работодателем. У вас есть задача работать, чтобы вам никто не мешал. И самый лучший способ дойти до этого — в первую очередь показать выгоду от своего присутствия в компании. Финансовую выгоду.

Для работодателей, которые нанимают таких людей

Я надеюсь, что эту статью прочтет кто-то, чьи родственники или друзья просиживают штаны в офисе и командуют только потому, что они являются вашими друзьями и родственниками. Это ваше дело, но обратите внимание на их работу и сделайте так, чтобы они не мешали работать специалистам. Я слышу очень много историй о том, что хорошие спецы, хорошие продажники и управленцы увольняются из-за таких родственников, которые откровенно мешают работать. Взяли на работу — не наделяйте их полномочиями. Пусть сидят, пусть вообще в офис не приезжают, вы платите им деньги за то, чтобы они не мешали работать. Речь не идет о семейном бизнесе, о бизнесе, который ведет семейная пара или о бизнесе, который передается по наследству. Речь идет о тех, кто не может себе найти работу и вы их по просьбе жены, брата, тётки или еще кого-то берете к себе в штат на какую-то должность. Они же не просто так не могут найти работу, правильно? Вот и подумайте теперь, соглашаться или нет брать таких раздолбаев к себе в штат, которые портят ваш бизнес. Желаю никому не сталкиваться с такими ситуациями, а если столкнулись — и со стороны работника и со стороны работодателя проявите благоразумие, если человек не работает и тянет бизнес на дно — зачем он нужен? Объясните это тем, кому пообещали взять его на работу и расстаньтесь с ним в хороших отношениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *