Как собеседовать SEO-специалиста

Как собеседовать SEO-специалиста

Руководители и HR-щики, решившие нанять SEO-специалиста — примите мои соболезнования: вы попали на самое дно рекрутинга. Добро пожаловать, я здесь уже давно, проходите, чувствуйте себя как дома.

SEO-специалисты (будем называть их СЕОшниками) — это, по мнению многих компаний, тот самый луч света, который влетит в беспросветный хаос их бизнеса, вытащит все ключевики в топ за пару месяцев. И тогда пойдут условно-бесплатные конверсии, продажи взлетят (ведь мы же в топе) и можно будет наконец-то заняться бизнесом. Нет, всё не так, и вот почему.

В нишу SEO очень низкий порог входа. Если вы общаетесь с человеком, который называет себя сеошником, значит, скорее всего, это какой-то неправильный сеошник.

это неправильные сеошники, Винни

Современное SEO не ограничивается написанием текстов для поисковых роботов и покупкой горсточки ссылок на бирже. Сейчас SEO-шник — это полноценный интернет-маркетолог, потому что позиции в поисковой выдаче без хорошей подачи товара или услуги на сайте не дадут продаж, товар без удобного оформления заказа не даст продаж, оформление заказа без пост-обработки заказа не даст продаж, пост-обработка без настроенного ретаргетинга не даст повторной покупки, и так далее.

SEO-шник без отдела маркетинга как отдельный сегмент продвижения сайта совершенно бесполезен. Нет, я не считаю, что профессия не нужна, я считаю, что требования поисковых систем уже давно изменились, а сеошники до сих пор об этом не знают и пытаются продать себя «как есть», как 5-10 лет назад, в старые добрые времена спама контента и закупки ссылок.

Вернемся к теме разговора.

Как нанять и собеседовать СЕОшника?

Первое, что нужно понимать (если вы вдруг не читали текст выше) — сейчас каждый второй контент-менеджер считает себя сеошником. Я не буду говорить об основных характеристиках сеошника и очевидных вещах кроме того, что у сеошника должны быть в портфолио реальные работы с выведением позиций в топ. И здесь мы упираемся в то, что вы (и я, и ваш друг-сеошник, и его друг-сеошник) не сможете узнать — действительно ли это заслуга именно этого кандидата, или он просто ввёл запрос «пластиковые окна» в яндекс, скопировал первые 5 сайтов и сказал, что все их вывел в топ за пару месяцев. Задать вопрос про опыт нужно, но вы удивитесь — у всех этих сеошников такой опыт, который не снился и лучшим студиям по продвижению.

Контакт с тематикой. СЕОшник должен знать, как называется последний действующий алгоритм яндекса и гугла, какие у него особенности и чем грозит невыполнение правил этого алгоритма. Дело в том, что по традиции, каждый год (31 декабря мы с друзьями ходим в баню) в яндексе нет-нет да появится новый алгоритм ранжирования, который уж точно отменит ссылочное ранжирование и будет бороться с СЕОшной накруткой. О всех этих алгоритмах должен знать ваш нанимаемый СЕОшник. На момент написания статьи активно борется с переспамленными текстами доблестный алгоритм Баден-Баден, а за выдачу отвечает алгоритм Королёв. А у иностранного коллеги Гугла сейчас активны алгоритмы Фред и Опоссум. Это не так важно, просто сеошник должен их знать и уважать — как законодательство.

Собеседуем сеошника

Определение слабых сторон вашего сайта. У сеошника должен быть арсенал программ и любимых сайтов, по которым он определяет качество вашего сайта в поисковой выдаче. Попросите человека оценить сайт своими сервисами. Если он полезет в код сайта и начнет там вбивать в поиск «H1», «Title», «description», ничего другого не сделав, значит он на очень базовом уровне разбирается в тематике. В код нужно лезть, но помимо кода у сайта есть множество факторов ранжирования.

Дайте ему компьютер и попросите авторизоваться в сервисах, которыми он пользуется и рассказать о среде, в которой он работает. Если сервисы окажутся просроченными или неоплаченными, значит сеошник, скорее всего, имеет не такую квалификацию, на которую вы рассчитываете (но он хотя бы чем-то пользуется). Если таких сервисов не найдется — гоните его сразу. У меня (как у человека, который уже давно не СЕОшит) в арсенале 6 активных систем для мониторинга вашего сайта, которые покажут на основные болячки и слабые места. У хорошего сеошника таких сервисов должен быть десяток. Он должен и взвесить ваш сайт, и проверить его траст, и посмотреть ссылочный профиль, и проверить на проблемы с мета-тегами, и на переспам взглянуть. В общем мрак, в который лучше не вдаваться.

Узнайте, как и чем (какими программами и сервисами) он собирает семантическое ядро. Семантическое ядро (СЯ) — это, если говорить на человеческом языке, список ключевых слов, по которым продвигается сайт. Расскажет про вордстат и больше ничего — выставляйте за дверь и обещайте перезвонить, вордстат — вспомогательный сервис, которым пользуются при первом грубом приближении и знакомстве с тематикой. СЕОшник должен вам рассказать минимум про использование систем для анализа конкурентов (их много разных), систему сбора «хвостов» — так называемых уточняющих фраз, которые, зачастую, являются самыми вкусными. Рабочий инструмент всех сеошников по СЯ — это кейколлектор. Услышите эту фразу — хорошо, не услышите — плохо. Третьего здесь не дано.

Поговорите про тексты и про написание статей для сайта. Все-таки статьи нужны до сих пор. Но сейчас важно качество этих статей и отсутствие косноязычности в их написании. Старые СЕО-статьи, которые когда-то работали, уже давно не приносят траффик и не держат позиции, потому что текст там вот такой:

Купите недорого пылесос в интернет-магазине спб. Он отлично пылесосит и только у нас можно заказать настоящий пылесос от производителя дешево с бесплатной доставкой по СПб.

И он уже давно не интересен поисковикам, такой текст попадет под переспам и еще кучу фильтров, тем самым может понизить, а то и вовсе забанить сайт в выдаче. У каждого хорошего СЕОшника должен быть отряд копирайтеров, которые пишут качественные тексты для людей, а не для роботов. У текста появились параметры читабельности, просматриваемости, вовлеченности. Текст должен быть интересен пользователям, и если СЕОшник этого не понимает, пусть встает к тому, который уже за дверью — ему вы тоже перезвоните.

Поисковый синтаксис. Он же язык поисковых запросов. Это СЕОшник должен знать наизусть. Как задать поисковику запрос, чтобы отображались только страницы определенного сайта, как исключить из поиска определенное слово, как узнать, сколько страниц проиндексировано у сайта. Работа с поисковой строкой нужна обязательно.

Коммерческие факторы. Если у вас интернет-магазин или сайт, направленный на продажу чего угодно (есть корзина и возможность оформления заказа), эти параметры являются одним из важных факторов ранжирования. Яндекс лучше ранжирует коммерческие сайты, на которых пользователи совершают покупки, потому что эффективность интернет-магазина измеряется конверсиями. А Яндекс переживает за то, чтобы формировать эффективную выдачу.

Ссылочный профиль и ссылочная масса. Раньше все было просто: чем больше сайтов на вас ссылается, тем выше вы в выдаче. Сейчас все сложнее: закупаемые ссылки должны быть «живыми» — они должны быть органично вписаны в повествование, а не как обычно — на медицинском сайте при описании оборудования вдруг абзац текста про то, как ловить рыбу зимой, а потом снова про оборудование. Идеальная ссылка — это статья о вашем сайте на схожем по тематике ресурсе, или копипаст вашей новости с ссылкой на источник (на вас). Есть еще форумные ссылки — когда кто-то обсуждает котиков, и вы в одном из постов пишете о хорошем магазине, где можно купить котика с ссылкой на себя — это тоже приветствуется и хорошо воспринимается поисковиками. По закупленным ссылкам должны переходить пользователи (это тоже покупается, сейчас всё в нашем мире покупается), иначе они будут хуже ранжироваться или не попадут в ранжирование вообще. Закупленные ссылки лучше всего делать вида «здесь», «тут», «на этом сайте» или вообще безанкорными (просто писать адрес сайта). Существуют сервисы по автозакупке ссылок, и ссылочные биржи. Если СЕОшник ими пользуется, это всегда вызывает подозрение. И позодрение это возникает не зря — сервисами, а уж тем более автозакупкой, пользоваться нужно максимально аккуратно, хотя я бы сказал, что вообще нельзя. Можно было 10 лет назад, сейчас всё адекватное SEO комьюнити говорит «нет» автозакупке.

Что должен знать сеошник?

Вопросы на собеседовании

Кратко по списку вопросов, если вам некогда читать весь текст, а СЕОшник приедет на собеседование уже через 10 минут. Давать желательно за компьютером.

  • Какие алгоритмы используются Яндексом на данный момент?
  • Какие особенности у этих алгоритмов? Опишите подробнее.
  • Введите в поиске запрос «Как продвинуть сайт в яндексе», с исключением всех слов «SEO» и «Реклама» в выдаче. Ответ сеошника должен выглядеть «Как продвинуть сайт в яндексе -SEO -Реклама», если сеошник думает головой, он напишет еще и «-СЕО» на русском, потому что это тоже исключаемое слово в рамках задачи (исключить SEO).
  • Проанализируйте сайт (адрес сайта). Какие программы и сервисы вы использовали при анализе? Почему именно их?
  • Соберите семантическое ядро для раздела (название любого раздела на вашем сайте) из 30 ключевых слов. Какие программы и сервисы использовались?
  • Расскажите про коммерческие факторы ранжирования сайта, насколько они важны при ранжировании?
  • В каком состоянии сейчас ссылочный профиль сайта? Проверьте пожалуйста. Проверка займет у кандидата 1 минуту, на экране вы должны будете увидеть что-то похожее на Адекватная отчетность по сайту

Про SEO рынок в целом

При хорошем раскладе, на 40 кандидатов, пришедших на собеседование в Петербурге (на момент начала лета 2018 года), вы найдете 1-2, которые покажутся вам адекватными, и  которые в итоге будут просиживать штаны в офисе, потому что они за этим и идут на собеседование — сесть на зарплату и показывать вам рост траффика. Они ж сеошники. Сео-специалисты уже давно переросли в руководителей проекта или интернет-маркетологов. СЕОшников, чтобы сеошить, на рынке нет и они уже давно не нужны крупным корпорациям. Все понимают — и СЕОшники и серьезные компании — что эта должность в её чистом виде, какой она была раньше, уже не востребована и толку от такого специалиста в штате будет мало. Хорошие спецы пошли дальше, плохие остались на тех же местах, что и 10 лет назад, и все еще в поиске работы сеошником.

Ошибки, которые нельзя допускать при договоре с SEO-специалистами

Никогда не продвигайте сайт по траффику и не оплачивайте продвижение за траффик. Это любимая ловушка SEO студий и специалистов. Сейчас 10 000 пользователей (ботов) покупается за 50 рублей. Вы будете видеть постоянный рост траффика, у вас на сайте будут ходить тысячи и десятки тысяч ботов, выдающих себя за пользователей, а продажи будут стоять на прежнем месте. Через какое-то время вы попадете под санкции поисковых систем и будете выбираться из этой ямы от 4 до 6 месяцев. Сеошника-то вы уволите, а вот нанесенный ущерб уже не уволить.

Никогда соглашайтесь на продвижение сайта по ключевым словам, не будучи уверенными в их качестве. Вы будете платить за нахождение ключевиков в топе, которые подобрали сами СЕОшники потому, что эти ключевики легко продвигать. А легко продвигать их потому, что они никому не нужны и не приносят прибыль.

С другой стороны, без понимания SEO не пытайтесь диктовать и навязывать свой список ключевиков под предлогом:

Нет — хочу и всё, делай, я деньги плачу.

Зачастую самые крутые и высокочастотные ключевики, которые хочет клиент, сжирают по 10-12 месяцев времени и кучу бюджетов (примеры ключевиков — «интернет-магазин», «купить виллу» и так далее), приносят по 200 человек в месяц и сильно разочаровывают заказчика после достижения цели топ 3. Я такие запросы просто не беру в продвижение, т.к. отговаривать заказчика от бредовой затеи выйдет дороже, чем просто отказаться от проекта.

Не работайте по продвижению «за результат», потому что результат тоже подгоняют под себя СЕОшники. Результатом может быть комплекс работ, направленный на повышение позиций (подобранных сеошником), или совокупность траффика+позиций. Это всё искусственно наращивается и подается вам на блюдечке как отчет о серьезной работе, хотя работы никакой и не было.

Все, что вам нужно от SEO как руководителю — это составить правильное семантическое ядро из 100-200-300 хороших коммерческих ключевиков, загнать его в любой анализатор (топвизор, сеобрейн) и мониторить тренд роста. Сначала, допустим, у вас всего 5% ключевых слов в топ 10, через 3-4 месяца должно быть 15-20%, еще через 3-4 месяца должно быть 30-35% и так далее. Вы платите не за позиции, а за постоянную работу над сайтом. Каждая новая статья — это не просто «написал и разместил», это проработка семантики для её написания, анализ конкурентности ключевых фраз, индексирование этой статьи, размещение этой статьи в соцсетях, при необходимости закупка на неё ссылок, закупка поведенческих факторов на эти ссылки, мониторинг выбранной стратегии — если стратегия не подходит, переработка и изменение этой стратегии. И если вы найдете работника, который это понимает и готов тратить своё мастерство на ваш сайт — вам повезло.

3 Комментарии

  1. Ольга:

    Скажите, если мы работаем по трафику и результат устраивает как можно вычислить обманывают нас или нет?

    • Ольга, добрый день!

      Есть аналитика по каналам траффика? Что за отрасль? Насколько вы уверены, что все 100% от траффика — живые люди?
      А вообще если результат устраивает, значит всё в порядке. Если затраты на рекламу окупаются и приносят прибыль, скорее всего всё делают правильно.

      Другой вопрос — есть вероятность того, что за эти же деньги скорее всего можно получить лучший результат. Если хотите — посмотрим на ваши рекламные кампании (бесплатно, во имя справедливости так сказать).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *