Чистим отдел интернет-маркетинга

Чистим отдел интернет-маркетинга

Для многих предпринимателей отдел интернет-маркетинга — это обуза, которая поедает их деньги, и толком никто не может сказать — ни сам заказчик, ни отдел маркетинга — зачем они существуют в компании. Чаще всего такие отделы не заканчиваются одним маркетологом, им еще нужен и SEO-шник, и директолог, и SMM-щик, и копирайтер, возможно еще дизайнер и программист.

Но зачем столько людей и за что они отвечают?

Многие вспоминают былые времена и говорят, что раньше, году в 2010, эта должность называлась «веб-мастер» и этот человек умел делать всё: и SEO-шить, и SMM-ить, и программировал, и за сайтом следил, еще и контекстную рекламу настраивал. Часто на эти времена ссылаются заказчики «из того времени» и хорошими словами вспоминают такого специалиста. А сейчас им нужно 4-5 человек, чтобы поддерживать на плаву их плот под названием сайт.

Эволюция интернет-маркетинга

Мы понимаем, что прогресс летит, тем более в интернет-маркетинге. Раньше для SEO-шника нужно было знать 2 инструмента: яндекс вордстат для подбора ключевиков и яндекс метрику для анализа посещаемости сайта. Сейчас средний SEO-специалист (который вас не разводит, а действительно работает) имеет в арсенале десяток-другой программ и сервисов, которые позволяют на том же уровне, что и в 2010 году, работать над сайтом. Обусловлено это и ростом конкуренции и модернизацией поисковых систем. То же самое можно сказать и про социальные сети, и про контекстную рекламу. Раньше мы ограничивались созданием группы, и это уже имело «вау-эффект», сейчас хоть сотню таких групп, как раньше, наплоди — результата не будет.

Появилось очень много систем, которые призваны уменьшить стоимость клиента для конечного заказчика — то есть для вас. Раньше в соцсетях мы вслепую давали объявления по аудитории, скажем, Петербурга и ждали, пока кто-то кликнет и вяло наберет номер. У нас не было других возможностей. Сейчас системы таргетинга позволяют нам понять, допустим, что человек интересуется автомобилями марки BMW 2005 года, ходит в наш ночной клуб «Ромашка» и у него скоро день рождения, который он планирует отметить в ресторане, конкурирующим с нашим рестораном «Алёша». И за несколько дней до его дня рождения мы показываем объявление:

Подарок именинникам в ресторане Алёша! Только для любителей BMW 2005 года. Купон на скидку можно получить в ночном клубе «Ромашка» только в эту пятницу.

Мы создаем эффект «ух ты, какое совпадение» и выбираем именно того клиента, который нам нужен. Это работает для любого бизнеса и это может масштабироваться до невероятных размеров, но очень мало кто этим пользуется, все таргетологи по-прежнему выбирают «показывать объявление жителям всего Петербурга», тратят кучу денег на нецелевую аудиторию и ждут случайные клики, а потом говорят, например, что соцсети не работают.

Изменились и поисковые алгоритмы, и возможности контекстной рекламы, и системы определения интересов пользователей. Всё подчиняется прогрессу — и это хорошо, но хорошо для тех, кто работает и следит за трендами в своей отрасли. Так что это не ваш веб-мастер в 2010 году был гением, это поисковики и рекламные кабинеты были намного менее требовательными, да и рынок в разы менее конкурентным. 7-8 лет назад хорошие результаты мог показывать любой школьник, который в хаотичном порядке нажимал на кнопки в рекламном кабинете, сейчас же для примерно такого же результата нужно несколько специалистов высокого уровня.

Современные специалисты и рынок вакансий

Помечтаем и предположим, что вы нашли адекватных специалистов и они согласились работать у вас в компании. Кто же вам нужен для успешной работы? Какие результаты смогут показать отдельно взятые специалисты и как будет развиваться ваш отдел без какого-то звена?

Я часто помогаю различным компаниям сформировать отдел интернет-маркетинга, который не будет состоять из раздолбаев и разводил. К сожалению, чем больше я вижу этот рынок, тем больше понимаю, что люди тупеют и наглеют. Нет, это не какое-то первичное суждение, это мнение человека, который на вакансии интернет-маркетологов, сеошников, сммщиков прособеседовал не одну сотню человек в разные компании и на разные уровни зарплаты. Это так, и каждый третий, кто придет к вам на собеседование, сможет вас развести и получить желаемую должность. Почему? А вот здесь немного абсурда: потому что вы не разбираетесь в интернет-маркетинге. Если бы разбирались — занимались бы им сами и никого не собеседовали, если не разбираетесь — логично, что ищете человека, который разбирается и займет эту нишу в вашем бизнесе.

Это слабое место всех предпринимателей, которые в современном мире пытаются найти себе интернет-маркетолога, сеошника, программиста, сммщика и кого угодно еще в сфере электронной коммерции. И об этом слабом месте знают и те раздолбаи, которые заучили 10-15 сокращений, посетили курсы «реальный интернет-маркетинг» и считают себя достойными зарплаты в 140-160 тысяч рублей. Они приходят, говорят вам «CPC, CPA, LTV, CERM, CPL» и вы их принимаете на работу.

Экономим на отделе 260 000 рублей

Я вижу десятки компаний и вижу в них раздутый отдел интернет-маркетинга, в котором есть сотрудники, даже не представляющие, что они в нём делают. Они не могут мне назвать свой круг обязанностей и сказать, чем они будут заниматься через 2 дня. Зато свои деньги они уверенно получают каждый месяц. Посмотрим, кто обычно может пригодиться, а кого можно заменить парой кликов на фрилансе и сэкономить при этом много денег:

Должность Что делает? Сколько стоит в месяц?
(на момент осени 2018)
Интернет-маркетолог Координирует, отвечает за результат, при необходимости делает всё сам 100 000 руб
SEO специалист Продвигает сайт в поисковиках, дает стабильный условно-бесплатный траффик в будущем 60 000 руб
Контекстолог Создает рекламные объявления везде, дает моментальный траффик и продажи 50 000 руб
Таргетолог Работает контекстологом, но исключительно в соцсетях 55 000 руб
Копирайтер Пишет тексты, создает продающие заголовки, принимает участие в рекламе по текстам 40 000 руб
SMM специалист Создает посты в соцсетях, ведет группы, отвечает на вопросы 40 000 руб
E-mail маркетолог Работает с e-mail базами, создает рассылки, следит за доставляемостью писем 35 000 руб
SERM менеджер Работает с отзывами, репутацией компании, делает всё красиво 55 000 руб
Дизайнер/веб-мастер Рисует баннеры, объявления, рассылки, добавляет тексты на с 35 000 руб

Отмеченные зеленым цветом зарплаты — это ваша экономия. Все эти специалисты доступны удаленно, нужны только по требованию, а не на постоянной работе и половину их работы выполняют первые три, которые как раз вам и нужны в штат (в штат — это на хорошую занятость, не путайте с просиживанием штанов в офисе). Ну и разумеется, эта схема скорее набросок, чем руководство к действию — не нужно бежать и увольнять своих копирайтеров и таргетологов, но расходы на многих специалистов можно оптимизировать, и оптиимизировать достаточно серьезно.

Профессионалы, которые вам пригодятся

Интернет-маркетолог или руководитель проекта. Должен уметь всё, должен разбираться в вашем бизнесе не хуже вас через какое-то время погружения, должен знать все тонкости бизнеса и уметь планировать как на длительных дистанциях, так и на коротких. Обязанности:

  • Управление отделом (постановка и прием задач, обучение сотрудников, помощь в подборе персонала)
  • Проработка стратегий развития сайта
  • Тестирование новых гипотез и применение новых решений, приносящих результат
  • Финансовое планирование и финансовая отчетность по каждой потраченной копейке в отделе
  • Аналитика всех рекламных источников вплоть до эффективности каждой ключевой фразы
  • Экспертное знание и умение делать руками:
    • SEO — как внешнюю так и внутреннюю оптимизацию, включая верстку и автоматизацию SEO модулей во всех популярных CMS системах
    • Контекстную рекламу,
    • Запускать таргетированную рекламу в соцсетях,
    • Работать с яндекс.аудиториями, ремаркетингом, списками ретаргетинга в гугле
    • Прорабатывать поведенческие карты и работать с юзабилити
    • Создавать прототипы посадочных страниц, рассылок, публикаций в соцсетях
    • Работать с социальными сетями от постинга до автоворонок
    • Уметь писать вменяемые ТЗ
    • Отлично разбираться во всех этапах разработки сайта — от первого до последнего пикселя в дизайне и от первой до последней строчки кода.

SEO специалист. Эксперт в поисковом продвижении, который знает все тонкости и все современные алгоритмы работы поисковых систем. Его не напугать Яндексом, его боится Гугл, он умеет всё, что нужно для SEO, а именно:

  • Идеально работает с копирайтерами: ставит правильные ТЗ, получает правильные результаты
  • Имеет свою базу копирайтеров, которые готовы писать тексты (может быть у интернет-маркетолога, но чаще у сеошника)
  • Анализирует конкурентов по SEO, делает выводы, применяет у вас на сайте удачные кейсы
  • Собирает семантическое ядро не только через вордстат, но и через пару-тройку специальных сервисов (keys.so, keycollector и т.д.)
  • Занимается продвижением сайта в Яндекс.Дзен, на тематических форумах, получая обратные ссылки, популяризирует написанные копирайтерами статьи
  • Понимает, что в закупку ссылок SEO-продвижение не упирается и может обойтись вообще без закупаемых ссылок
  • Понимает, для чего нужны коммерческие и социальные факторы и умеет с ними работать (тоже работа с юзабилити)

Специалист по контекстной рекламе. Это человек, который делает вам деньги сейчас. Не через месяц-два-три SEO продвижения, а сейчас. Правильный контекстолог приводит основную часть финансов в компанию. Умеет он делать следующее:

  • Работать в тех же системах сбора семантики, что и сеошник (keycollector, keys.so, мутаген)
  • Работать с системами автоматизации и бид-менеджмента (гарпун, к-50 и прочие)
  • Умеет рисовать или находить качественные баннеры для рекламы
  • Работает с системами гиперсегментации траффика, если у вас одностраничники или основное УТП в заголовке страницы (Yagla)
  • Умеет анализировать свою работу и прорабатывать ставки
  • Экспериментирует с разными гипотезами, не боится потратить лишний рубль на тесты
  • Работает и в интерфейсе директа, и в екселе, и в директ коммандере, и в адвордс едиторе — это важно
  • Работает с базами ретаргетинга, Яндекс.Аудиториями, таргетингом вконтакте

Да и хватит пожалуй. Программист, верстальщик и дизайнер — это уже отдел разработки, который хоть и плотно пересекается, но никак не влияет на решения интернет-маркетинга и стоит у него в подчинении. SMM-щики в штат действительно нужны очень небольшому количеству компаний, в основном они просиживают штаны и от лени начинают заниматься e-mail рассылками или рисованием баннеров.

В итоге, если у вас хорошо работают интернет-маркетолог, сеошник и контекстолог, вы закрываете около 90 процентов клиентской потребности своего интернет-магазина (если вы не Озон или что-то подобное) и экономите на зарплатах 2-3 лишних человек. Да, клиенты есть и в оффлайне, и в смс рассылках, и еще много где, но если вам нужен небольшой завод по производству прибыли, этих троих вам вполне хватит. Другой вопрос — где их найти, чтобы были адекватные и умели работать работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *