Люблю ночные звонки, а вы? Сидишь, никого не трогаешь, вдруг раздается звонок с неизвестного номера. Сразу понимаешь, что либо звонящему плевать на бизнес-этику «только в рабочее время» и он действительно занятой человек — и я это приветствую двумя руками, либо что он отбитый стартапер, который не уважает чужое время и личное пространство, у него нет денег и ему нужны все услуги срочно и бесплатно. Вторых бывает намного больше и они, практически все, по какой-то непонятной причине сразу решают меня называть «Санёк». Видимо все они прошли одни и те же курсы вида «как стать успешным бизнесменом», где им сказали так делать. Я не против неформального общения — наоборот, это хорошо, но звонящий стартапер в час ночи, какой я тебе Санёк? У тебя ни бизнеса, ни репутации, ни уважения даже твоих друзей, какой, к черту, Санёк? Я тебя даже не знаю.
На этот раз мне повезло и это был клиент первого типа — занятой, уверенный в себе человек, которому нужно было помочь залезть на следующую ступеньку в бизнесе и которому плевать, который сейчас час.
Мне достаточно быстро стало понятно, что у человека нехватка рук и адекватных мозгов в компании выработала остро негативное отношение к любым переменам с сайтом. Он делал 14 (вдумайтесь, четырнадцать) редизайнов сайта за 4 года. Он менял SEO-компании и стратегии продвижения чуть ли не каждые пару месяцев, и вот он почему-то решил позвонить мне и без особого энтузиазма поговорить. Его можно понять, он был в какого-то рода отчаянии. Как он сам рассказал позже — он прозванивал интернет-маркетологов в тот день с 7 вечера и я был единственным, кто приехал на встречу на следующий день (маркетологи, вашумать, а вы как хотите работать с клиентом, если даже не встречу не приезжаете? Ментально?)
Итак, я приехал в небольшой офис интернет-магазина, который занимался продажей техники. Он занимал небольшую ячейку в нише малого рынка и перебивался случайными заказами, которые приходят с рекламных площадок. На рекламу он тратил больше, чем получал с неё прибыли, но как-то выживал за счет сарафанного радио и повторных заказов. Каждый звонок отрабатывался достаточно вялым менеджером, который сидел за стенкой без двери и все слышали его разговор с покупателем. Притом, если бы нам позвонил второй покупатель в этот же момент — линия была бы занята. Это мы выяснили уже позже.
Итак, унылый офис с запахом свежей картонной упаковки (потому что склад тоже был в офисе), 4 человека практически в одном кабинете, нулевые продажи и наступающие долги по аренде, товару, зарплатам — это их рабочая и жизненная атмосфера, в которую меня активно пытались погрузить.
Во-первых, я поменял взгляд клиента на бизнес. Реклама, которая приносит убытки, должна быть остановлена, менеджер, который еле слова подбирает — отправлен на обучение, а интернет-магазин должен продавать, а не быть обузой. Тем более, что это единственный источник дохода клиента. Он считал, что кредиты в банке — это тоже источник дохода, но я его убедил, что это не совсем так.
Сайт заработал, я с удивлением узнал, что заказчик умеет улыбаться и не кричать на своих подчиненных. За первые три дня работы новый сайт принёс оборот как за ~4 недели до нашей «перезагрузки». За ~2 месяца работы интернет-магазина у заказчика появились деньги, чтобы закрыть долги перед работниками и начать стабильно выплачивать кредит по бизнесу.
На данный момент сайт продал товаров на 10 000 000 рублей клиенту, имеет около 4 500 000 оборота в месяц, клиент наконец может позволить себе провести время с семьей, отдохнуть и не переживать за каждую потраченную копейку. Через 5 месяцев у нас план выйти на 6-7 миллионов оборота.
К чему эта история? Эта история к тому, что любой сайт можно вывести из зоны «сайт не работает» в зону «сайт — мой надежный источник прибыли». Нужно отсеять всё, что мешает, избавиться от людей, которые ничего не делают и направить финансы в нужное русло, а не в проплачивание ссылочной массы для SEO продвижения, которое так уже не работает несколько лет.